тел: 246-85-13 782-36-70 факс: 588-47-65 Email: mosecoobr@narod.ru |
О нас | Методика | Библиотека | Общение | Мастерская | Мониторинг | Проекты для ЭО | Игры | Архив |
ЛЕКАРСТВО ОТ ОБЖОРСТВА Номер 1.2003 страницы: 122, 123 СЕМИНАР ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ ПО ВКУСУ ИЛИ ПОСЕТИТЕ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ОДНО ЗА ДРУГИМ. РАССКАЗ О ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ СОВЕТУЕМ ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ "ЧАЙНИКАМ", ИНФОРМАЦИЯ О РАЗВИТИИ МОТОРОВ ВАЗ ПРИГОДИТСЯ ВСЕМ, А МАТЕРИАЛ О НАСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА АДРЕСУЕМ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОДГОТОВЛЕННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ. ПОГОВОРИМ О РАСХОДЕ ТОПЛИВА БОЛЬШОМУ АВТОМОБИЛЮ - БОЛЬШИЕ ТРАТЫ |
Как ни хороша "Волга" в глазах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет
не меньше 12 тыс. литров!
Умножьте на цену - и поймете,
почему один покупатель, выбирая автомобиль, с досады воскликнул:
"Да за эти деньжищи я еще "Мерседес" куплю!".
Как бы то ни было, исправный автомобиль расходует все же столько топлива, сколько положено, и можно посчитать минимальные энергозатраты на то, чтобы машина ехала. А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами - автомобиль не тянет, глохнет! У большой машины выше расход топлива. Значит, о затратах на бензин следует думать уже при выборе автомобиля. Радикальные способы снижения расхода топлива - "в разы" - науке не известны, разве что, починив неисправную машину, сэкономите вдвое - но это не в счет! Попробуйте-ка у хорошо настроенного "Мерседеса" сократить потребление бензина процентов на двадцать! Это на Нобелевскую потянет. Между тем в продаже столько средств снижения расхода топлива, что впору поостеречься: применишь все разом - и бак разорвется от сэкономленного горючего! "Волгарю" обычно советуют начать с покупки волшебного карбюратора - "Солекса": заменишь, мол, "несовершенный" К-151 - и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, однажды мы сравнивали эти карбюраторы на редакционной "Волге" (ЗР, 1997, № 3) - расход топлива оказался одинаковым! На автомобилях с системой впрыска популярен "чип-тюнинг", были бы небольшие деньги. И все-таки чудес в технике не бывает. Изменив настройки, можно ощутимо улучшить разгонные показатели машины, но не бесплатно - бензина сгорит больше. Так на чем же можно экономить? ПОЧЕМ РАЗГОН? Многие упиваются ощущением мощного ускорения. Даже те, кто твердо знает, что псевдоспортивная езда бьет по карману, а плавный разгон сберегает топливо и деньги. Дворовый "гонщик" взвинтит обороты до предельных - резко возрастут механические потери в двигателе, удельный расход топлива увеличится по сравнению с оптимальным раза в два. Помимо этого, при быстром разгоне система питания (например, ускорительный насос) обогащает смесь в цилиндрах. Неспешный же, с переключением передач, разгон позволяет держать обороты ближе к оптимальным (средним или чуть ниже), и энергия топлива тратится рационально. Но еще важнее стратегия езды: и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше: каждый лишний разгон - это потраченная зазря энергия топлива, которая при торможении подогреет окружающую среду. Зачем "рвать" машину, если тут же будешь тормозить "в пол"? Расход топлива зависит и от плавности траектории автомобиля. Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление: если его не компенсировать "газом", скорость падает. На этом, кстати, основан один из известных приемов замедления при отказе тормозов: если ситуация позволяет, руль быстро поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами. Взгляните на рис. 1. Настоящий спортсмен пройдет эту трассу по зеленой траектории. "Чайник" - как в голову взбредет (красная). Первый едет гораздо рациональнее, при минимальных потерях. Второй неоправданно "ломает" траекторию, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обычных дорог "зеленая" схема мало реальна в повседневной езде, но вести машину плавно может каждый. Отсюда вывод. Не стоит зря "топтать педали" и ерзать по рядам: плавный стиль вождения порой экономит чуть ли не половину топлива. |